Ажурно-перевивочное ткачество Новгородской земли.
Ажурно-перевивочное ткачество является достаточно интересной частью традиционного ткачества, но, к сожалению, оно не настолько популяризировано, как браное ткачество. Предметы из ажурных тканей редко фигурируют в публикациях музейных коллекций. Статей, посвящённых именно ажурно-перевивочному ткачеству, крайне мало. Наиболее подробная – статья Ларисы Александровны Кожевниковой «Ажурное ткачество», опубликованная в Сборнике трудов НИИХП в 1975 г., где приводится обзор не только множества вариантов, но и наиболее интересных образцов, хранящихся в разных музеях.
В других изданиях кисея упоминается просто как факт. Технология изготовления описана на примере конкретного образца в книгах Е.И.Осиповой «Ткачество. Новгородские традиции и современность» 2009 г. и «Узорное ткачество. Новгородские традиции и современность» 2019 г.
Кисею или «ределю» ткали даже в послевоенные годы, несмотря на то, что варианты применения ажурных тканей в крестьянском быту не так разнообразны, как у браного ткачества. Чаще всего это разнообразные занавесы на окна, двери, детские колыбельки, мебель, разделительные занавесы в пространстве избы; пологи от комаров, реже – скатерти, полотенца. Большой красивый полог хранится в частной коллекции в Марёвском районе. Там же находится полотенце из кисеи с узорными концами.
Иное применение было возможно, но являлось скорее исключением, а не правилом.
Всё разнообразие ажурных рисунков, бытовавших на северо-западе России, по типам ажурных узоров и способам их выполнения можно условно разделить на несколько больших групп.
1.Ткани с рисунком из ажурных полос или клеток, разделяемых узкими полосами полотняного переплетения.Это простейший вариант ажурно-перевивочного полотна является базовым для выполнения тканей с ажурным перебором по ажурной сетке (группа 2) и сканых узоров (группа 3). Наиболее быстрым в изготовлении является рисунок с ажурными полосами, разделяемыми идущими по основе разгранками простого полотняного плетения.
Образец простой кисеи – занавесь начала ХХ в. из д. Старое Рахино Крестецкого района
[1].
Основа заправлена неравномерно плотно, так как будущий рисунок закладывают ещё на стадии заправки берда. На участках ажурного полотна нити основы заправляют по две нити в зуб через один зуб берда, основа получается разреженная. Участки, где должны находиться полотняные разгранки заправляют с плотностью обычного полотна: по две нити основы в каждый зуб берда.
Набор ажурного рисунка выполняют на открытом зеве. На участках ажура пальцами перевивают попарно нити, заправленные в один зуб берда. Полученную перевивку фиксируют на широкую бральницу и переводят за нитченки. Между рядами с ажурной перевивкой пропускают три ряда полотняным ходом. Бральница с набранной ажурной перевивкой находится на основе до конца работы.
Следует понимать, что способ изготовления с бральницей пригоден только для традиционного станка с нитченками, галева которых состоят из двух петелек полугалев. Т. е. глазок, через который проходит нить основы, не зафиксирован жёстко. В случае, когда на станке нитченки из галев с жёстким зафиксированным глазком, набранный ажурный ряд будет невозможно перевести за нитченки и зафиксировать.
Следующим по сложности является рисунок из мелких ажурных клеток, разделяемых полосами полотняного переплетения.
Примером однотонной мелкой клетчатой кисеи может служить занавеска первой четв. ХХ в., из в д. Горнецкое Маловишерского района
[2]. Рапорт рисунка полтора-два сантиметра. Из кисеи аналогичного качества нередко шили пологи для кроватей, но в этом случае её использовали на занавеску.
Ткала
Фёдорова Мария Михайловна (1878 – 1959 гг.), в девичестве – Шилова. Данная кисея выткана на берде шириной больше 60 см.
Кисею, ткали не только белую, но и полихромную. Ажурную сетку выполняли из нитей одного цвета, а полотняные разгранки из нитей другого цвета. В основном цветовое решение служит для выявления ажура, обогащения его цветом.
Занавесь середины ХХ в. со светло-серой, чуть коричневатой ажурной сеткой и белыми разгранками из хлопчатобумажных нитей
[3] происходит из д. Горушки Валдайского р-на.
Фрагмент яркой сине-зелёной редины с тройными белыми разгранками 1910 г. происходит из Крестецкого р-на
[4]. Ткала мастерица – Богомолова Наталья Степановна, 1893 – 1967 гг. уроженка д. Теребушово.
2. Ткани с ажурным перебором по ажурной сетке (перевивка пар нитей в сочетании с групповой перевивкой нитей).Выполняли их на такой же заправке с одной дощечкой бральницей, заложенной за нитченки, аналогично первой группе ажурных полотен. Процесс ткачества заключался в следующем: сначала ткали несколько рядов полотняным ходом, потом ставили на ребро дощечку с набранным узорным зевом. Дощечку перед бердом вставляли в зев не сразу, а по частям. Там, где предполагали оставить мелкую ажурную сетку, дощечку просто вставляли в уже зафиксированный узорный зев. Там, где должен быть узор из крупного ажура, перевивали группы нитей основы и только после этого продвигали дощечку (узкую бральницу). Потом бральницу перед бердом поворачивали на ребро и прокидывали узорный уток.
Дощечка за нитченками с набранным мелким ажуром оставалась на основе до конца работы. А ряды узора с групповыми перевивами приходилось набрать каждый раз заново. Способ более трудоёмкий, чем изготовление мелкоажурных тканей, но позволяет создавать сложные орнаменты.
На занавеси первой трети ХХ в. из д. Влички Бургановского с/с Маловишерского р-на набран рисунок из крупных квадратов. По словам жительницы д. Влички, ткала её мать до замужества: «рисунок мама принесла с Доброй воды»
[5].
3.
Ткани с перебором толстой нитью по ажурной сетке (со сканым узором).3.1. Первая разновидность – ткани с перебором толстой нитью по сплошной ажурной сетке. Т.е. вся основа разреженная, со сплошным скрутом. Данная разновидность перебора встречается редко и, по мнению Л.А. Кожевниковой, является исключением в русском народном ткачестве.
Завеса с крестом происходит из д. Ляхово Крестецкого р-на
[6]. Возможно, ткань предназначалась для храма.
Почти всю высоту рапорта занимает крупный геометрический элемент: две вертикальные линии с расходящимися концами, пересечённые тремя горизонтальными линиями. По сторонам от центрального элемента: крупные косые кресты. Выше и ниже: небольшие прямые кресты. Слева и справа от расходящихся концов вертикальных элементов центральной фигуры – небольшие четырёхлепестковые цветки. Ниже: ряд из двух крупных косых крестов и четырёхлепесткового цветка между ними. По одному из краёв завесы расположена зигзагообразная линия.
Рапорт рисунка по вертикали ~ 55 см. По горизонтали рисунок выходит за пределы ширины основы (зигзаг только у одного края завесы).
Полихромный образец «скани» - Занавески 1910-1920-х годов из д. Мяково, Солецкого района. Они вытканы на основе из тонкопрядёной шерсти, украшены с зигзагами, образующими крупные ромбы.
Внутри ромбов опять же ромбовидные геометрические фигуры. Сканый рисунок выложен на одной занавеске белыми и красными х/б нитками, на другой - белыми и жёлтыми. Ткала Першина Анна Ивановна, 1900 г.р., жительница д. Мяково, себе в приданое
[7].
Изделия со скаными узорами на всю ширину основы чаще встречаются в южных районах Новгородской области (Холмский, Поддорский, Солецкий) и в Псковской области.
3.2. Существует и другой вариант перебора по ажурной сетке, когда сканый рисунок не занимает всю ширину основы, а ограничивается полотняными разгранками.
Пример подобного перебора – занавеска из с. Немецкое.
Были выткана мастерицей Мозгиной Е.А. в предвоенные годы. Сохранилось интересное пояснение о происхождении узора: «За узором ходила за двадцать километров от с. Немецкое к одной «богачке», уж и той деревни нет, и названия не помнит»
[8].
Занавески изготовлены из цельной полосы ажурного полотна шириной 56 см. Рапорт рисунка 18х18,5 см, на основе три полных рапорта. Рисунок: крупные ажурные квадраты, разделяемые пятью рядами полотняных разгранок. В квадратах перебором по ажурной сетке выложены зигзагообразные фигуры. Направление ажурных элементов чередуется в разных рядах. Основа и уток ажурной части вытканы из серой тонкопрядёной шерсти, разгранки или изо льна или х/б нити кремового оттенка, скань по ажурной сетке выложена х/б нитью белого цвета двойного сложения.
4. Ткани с ажурным перебором по полотну (групповая перевивка нитей) без перевода скрута за нитченки.Наиболее популярны были рисунки из ромбов и квадратов. Ажурный перебор по полотну выполняют на открытом зеве. То есть перевивают по несколько нитей из верхней части зева с несколькими нитями из нижней части зева.
4.1. «редина» с заправкой основы разной плотности.Рисунком из чередующихся крупных ромбов и квадратов, украшены парные занавески начала ХХ в. из д. Сырково Новгородского р-на
[9]. Мастерица Ребузова Пелагея Дмитриевна, 1894 г.р.
Элементы, составляющие ромбы и квадраты, выполнены крупнее, чем перебор «разгранок». Заправка берда выполнена аналогично заправке для ажурных узоров первой группы. На участках, где расположены декоративные элементы, заправка пары нитей выполнена через зуб берда или по одной нити в каждый зуб. На участках с полотняными разгранками основа обычной плотности – пара нитей заправлена в каждый зуб берда.
Интересный пример - Занавеска на дверь из Д. Слобода, Юрьевская с/а, Парфинский р-н
[10]. 1930-е гг. Ткала Макарова Анастасия Александровна (1915 — после 1996).
4.2. простые разномасштабные горизонтальные мережки.Одним из интереснейших образцов разномасштабных мережек является занавеска начала ХХ в. из д. Борок Крестецкого района
[11]. Автор Бодунина А.М.
Фон полотнища составляют просветы прямоугольной формы, выполненные из двух пар нитей основы. Рисунок на этом фоне - расположенные в шахматном порядке ромбы, которые набраны более крупно — из четырёх пар нитей основы. Ажурные перевивы, из которых составлены ромбы, расположены в шахматном порядке, поэтому просветы ажурной сетки на фигурах получаются овальными. Размер ромбов в среднем 8,5 на 5,5 см.
Заправка основы выполнена разреженно — пара нитей через зуб берда.
Полихромный вариант — занавески начала ХХ в. из д. Жарки, Раглицкого с/с, Волотовского р-на
[12]. Красно-синяя основа с белыми вертикальными разгранками украшена горизонтальными полосами ажура (нити перевиты по четыре, т.е. по две пары), пересекаемые широкими полосами полотняного переплетения.
4.3. сложные горизонтальные мережки.Перебор по полотну по характеру узоров очень близок к двухуточному браному ткачеству. Эта разновидность ажурного ткачества позволяет украшать ткани изображениями солярных знаков, косых крестов, ромбов в различных вариантах разработки, создавая сложные орнаментальные композиции. Техника достаточно трудоёмкая, поскольку каждую строку узора необходимо набирать отдельно. Зафиксировать набор за нитченками невозможно.
Особенно поражает сложность таких занавесок, как например, занавеска 1910 г. из д. Свинорд Солецкого района. Ткала – Власова Евдокия Михайловна, 1901 г.р. уроженка д. Свинорд (ныне – Невское), как приданое. Владелица называла занавеску «кисеёй»
[13].
Л.А. Кожевникова называет ткани с перебором по полотну типичными для некоторых районов Русского Севера, в частности – района Северной Двины, но в коллекции местных музеев подобное тканьё встречается не настолько часто, чтобы считать данную технику типичной. Возможно, подобная техника действительно была широко распространена, но на более южных территориях, например в Вологодской области, особенно в этом плане выделяется окрестности Череповца.
4.4. горизонтальные и вертикальные мережки, имитирующие ажурное полотно.Встречаются ажурные ткани, эффект «воздушности» которых достигнут без использования перевивки нитей основы. Ткань полностью украшена простыми мережками, идущими по утку и по основе таким образом, что получается ажурное полотно.
Образцом такого ажура является ткань, из которой изготовлен комплект из восьми занавесок, происходящих из д. Овинчищи, Валдайского района
[14]. Рисунок состоит из квадратиков полотна, разделяемых рядами мережек. Нити основы и утка между квадратиками собраны в парные пучки. Рапорт рисунка 2х2 см.
4.5. уточные настилы «жучки».В публикациях все предметы с таким вариантом ажура происходят с территории Карелии. Несколько полотенец с ажурными концами опубликованы в книге А.В. Трифоновой «Декоративно-прикладное искусство южной Карелии в собрании музея-заповедника «Кижи»».
5. Ткани с рисунком из ажурных полос или клеток, разделяемых узкими полосами полотняного переплетения, в сочетании с элементами другой техники.5.1.
рисунок из ажурных клеток дополняется элементами в технике многоремизного ткачества, расположенными на пересечении полос полотна.
Фрагмент ажурной занавески работы Ильиной А., жительницы д. Мокрый Остров,Крестецкого района
[15] выполнен белыми льняными нитками. Встречаются и разноцветные образцы.
5.2. Мережки на ажурном полотне могли вышиваться самые разнообразные: от простейших зигзагов до сложных орнаментальных композиций. Ширина будущей мережки определялась ещё в процессе заправки станка – в берде оставляли не заправленные нитками пустые места необходимой ширины.
Самая простая мережка вышивается вертикально идущей нитью, вдоль основы, как например, на занавеске из д. Каковка, Поддорского р-на
[16]. Ткала Авакумова Мария Семёновна 1884 г.р., в первой трети ХХ в. Мережка вышита несколькими нитями. Между полосами ажурной ткани вшито фабричное кружево.
Встречается множество замечательных образцов, которые сочетают по вертикали вышитую мережку, по горизонтали крупный перебор или иногда также мережку. Мережки отделяют друг от друга ажурные квадраты.
Монохромный пример – Занавеска к божнице. Первая треть ХХ в. Д. Семево, Поддорского р-на. Ткала – Громова Антонина Ефтрофьевна
[17].
Полихромный пример – Занавеска. 1920-30-е гг. из Полавского района (ныне Парфинский район Новгородской области). Ткала мастерица Колесникова Наталья Дмитриевна
[18]. Эту занавеску дополняет ещё и мелкий сканый перебор– ромбы жёлтого цвета по мелкой розовой сетке.
Необыкновенное впечатление производят мережки, аналогия которых в «Полной энциклопедии женских рукоделий» Терезы Дильмон называется «прошва в испанском стиле».
В Новгородском музее хранится комплект из четырёх занавесок с такими мережками, работы Ивановой Марии Лукиничны из д. Морозовичи Крестецкого уезда примерно 1900-1910-х годов изготовления
[19]. Прослеживается непосредственная связь между такими сложными мережками на домоткани и расцветом строчевышивального промысла в Крестецком уезде в этот период.
Здесь рассмотрены далеко не все варианты ажурно-перевивочного ткачества, бытовавшие на территории Новгородской области. Например, пока не выявлены ажурные ткани с уточными настилами («жучками»).
Очень интересным вопросом является локализация отдельных вариантов ажурного ткачества по районам. Также интересно проследить технологические особенности выполнения ажурных тканей в разных районах. Выводы сейчас делать рано, следует собрать более полную статистическую базу.
Ткани с ажурно-перевивочным переплетением очень разнообразны по видам узоров, по применяемым ажурным переплетениям, степени просвечиваемости, величине и размеру ажурной сетки, по использованию цвета, приёмам исполнения. Это огромный массив народной ткацкой культуры, который, пока недостаточно активно изучается и публикуется.
[1] 14692 КП НГОМЗ. Редина в полоску (занавеска). Начало ХХ в. д. Старое Рахино, Крестецкий рн, Новг. обл.
[2] 39309-89 КП НГОМЗ. Занавеска. Перв. Четв. ХХ в. д. Горнецкое, Маловишерский р-н, Новг. обл.
[3] 17988-1 КП НГОМЗ. Занавесь. Середина ХХ в. д. Горушки, Валдайский р-н, Новг. обл.
[4] 21244-25 НВФ. НГОМЗ. Редина (фрагмент). 1910-е гг. д. Теребушово, Крестецкий р-н, Новг. обл.
[5] 37277-135 КП НГОМЗ. Занавесь кисейная. Первая треть ХХ в. д. Влички, Маловишерский р-н, Новг. обл.
[6] 14729 КП НГОМЗ. Завеса с крестом. Конец XIX в. д. Ляково, Крестецкий р-н, Новг.обл.
[7] 34622-16 КП НГОМЗ. Занавеска. 1910-1920-е гг. д. Мяково, Солецкий р-й, Новг. обл.
[8] 31656-1 КП НГОМЗ. Занавеска. До 1941 г. с. Немецкое, Шимский р-н, Новг. обл.
[9] 23147-1 КП НГОМЗ Занавеска. Начало ХХ в. д. Сырково, Новгородский р-н, Новг. обл.
[10] 39572-60 КП НГОМЗ. Занавеска. 1930-е гг. Д. Слобода, Парфинский р-н, Новг. обл.
[11] 14682 КП НГОМЗ Занавеска. Начало ХХ в. д. Борок, Крестецкий р-н, Новг. обл.
[12] 38098-18 КП НГОМЗ. Занавеса. Начало ХХ в. д. Жарки, Волотовский р-н, Новг. обл.
[13] 34622-15 КП НГОМЗ. Занавесь. 1910-1920-е гг.д. Свинорд, Солецкий р-н, Новг. обл.
[14] 17987-1-8 КП НГОМЗ. Занавески. 1940-е годы. д. Овинчищи, Валдайский р-н, Новг. обл.
[15] 14715 КП НГОМЗ. Занавески фрагмент. Начало ХХ в. д. Мокрый Остров, Крестецкий р-н, Новг. обл.
[16] 38315-28 КП НГОМЗ. Занавеска на дверной проем. Первая треть ХХ в. д. Каковка, Поддорский р-н, Новг. обл.
[17] 38315-29 КП НГОМЗ. Занавеска к божнице. д. Семево, Поддорский р-н, Новг. обл.
[18] 38178 КП НГОМЗ. Занавеска. 1920-30-е гг. Парфинский р-н, Новг. обл.
[19] 19205-1-4 НВФ НГОМЗ. Комплект из четырёх занавесок. 1900-1910-е гг. д. Морозовичи, Крестецкий уезд (ныне Маловишерский р-н, Новг. обл.)